Добрый детский иллюстратор

Около семи лет назад я променяла жизнь в огромной квартире в центре Петербурга и должность художественного редактора в известном издательстве на жизнь за городом и работу на себя. И теперь я добрый детский иллюстратор. Рисую картинки для книг, журналов, игр, иногда создаю игрушки, разрабатываю фирменные стили.

Конечно, все произошло постепенно. Сначала была только мечта о загородной жизни, месте со своим садом и без пробок под окнами, интересными и всегда разными делами, заказами. А потом понемногу появлялись подработки — заказы на игры и игрушки, открытки. Ключевым моментом в таком переходе стало появление сына и покупка кусочка земли. Сейчас я живу и работаю за городом, детей стало уже двое, собак тоже. Приходится достраивать дом, чтобы все помещались, и мастерскую, где можно было бы творить и заниматься в своё удовольствие.

Ко мне чаще всего обращаются за иллюстрациями для малышей (для дошкольников). Частые заказы на создание иллюстраций к книгам, к настольным играм. С огромным удовольствием я рисую паттерны. Регулярно сотрудничаю с нашим Питерским журналом «Мамин и Папин», раньше рисовала для «Счастливых Родителей». Рисую игры для «Простых Правил». Среди издательств с кем только ни работала: Самокат, МИФ, Клевер, Феникс, Оникс, Эксмо… Когда-то разрабатывала игрушки (и мягкие, и напольные, и фетровые) для «Планеты Детства». С огромной радостью я рисую игры. Вы могли видеть Шапку-Невидимку, КуроЛисы, Матрешкино у «Простых Правил». А еще мой конек – много-много-много картинок. Например, 100 для книжки со словами. Или 100 карточек. Очень люблю делать разные тематические азбуки. Всяческие (как сейчас говорят) интерактивные задания (для тетрадок-занималок и раскрасок) – это тоже моя любовь. Время от времени беру заказы на рекламные изображения, верстку, создание фирменных стилей. В свою очередь я рада таким клиентам, кто знает, что хочет, за какой срок это нужно (и физически можно сделать) и приходит со своим бюджетом. А также тем, кто приходит ко мне и именно за моим стилем рисования. С теми, кто не знает, что хочет, работать очень трудно. А с теми, кто может сформулировать задание (и желательно в письменном виде) работается легко и просто. Я работаю в разных техниках, но стиль всегда прослеживается. Очень приятно, когда клиенты приходят за моим стилем и примерно представляют, что должно получиться на выходе. У меня есть заказчики, с которыми мы работаем всю мою профессиональную жизнь, с кем мы начинали с простых заказов на одну иллюстрацию, а теперь делаем крупные проекты.

Но сначала я боялась рисовать. Несмотря на художественное образование, я не чувствовала в себе уверенности, не думала, что смогу рисовать для детей. И сейчас периодически я борюсь с какими-то своими страхами. Например, мне казалось, что я не умею рисовать птиц, ну никак не шло. И вот в череде книг по логике для малышей мне попадаются птицы. Сделала на одном дыхании и горжусь этой работой уже несколько лет.

Моя семья очень рада такой моей домашней работе. И мама всегда рядом, и работа интересная, понятная. Дети гордятся, что мама у них художник. Часто хвастаются друзьям, что вот эту книжку мама нарисовала, или в магазине видят мои игры и тоже радуются. Муж очень рад, что у меня есть своё дело. Конечно, оно отнимает массу времени и сил, голова часто занята заказами, но это неотъемлемая часть меня, мне необходимо работать, что-то придумывать, рисовать. Я часто привлекаю родных к работе, например, сын уже публиковался в качестве иллюстратора в журнале, а все вместе они делали фото-рассказ о своём путешествии в Швецию и Финляндию. Для меня важно, что каждый заказ конечен. Что бывают периоды, когда я встаю в пять, чтобы что-то порисовать в тишине, но они закончатся с завершением заказа.
Мой муж работает в типографии, и я бесконечно радуюсь тем заказам, где я рисую, а он контролирует процесс печати. Тогда и меня приглашают на производство, и это выходит такой проект от и до — от идеи рисунков до напечатанной книги.

Изначально я не рисовала, работала как дизайнер, художественный редактор, но потом поняла, что без иллюстраций ничего не получится. Даже в работе дизайнером меня не устраивали готовые стоковые изображения и клипарты, приходилось рисовать самой. И постепенно иллюстраторские работы вытеснили дизайн. Сейчас часто можно найти книги или игры, где мои только иллюстрации, а верстку и дизайн делают другие. Часто мне везёт с командой, но иногда бывает и так, что картинки режут, неверно масштабируют и (мой самый большой ужас) переворачивают!
В то, первое время, мне нравилось видеть результат работы: держать готовые книжки и печатную продукцию. Я сначала все собирала, отслеживала. Сейчас я даже не могу сказать, сколько вышло моих книг, игр и журналов.

Мне очень важно, чтобы мои работы были понятны детям. Я стараюсь говорить с ними на одном языке. Все вокруг твердили, что вырастут мои дети, и захочется рисовать что-то для ребят постарше, но я все также основными своими клиентами вижу малышей-дошкольников. Мне всегда казалось, что взрослые не справедливы к малышам, потому что они старше, умнее. И мне хотелось быть на стороне детей. Вот, кажется, это и происходит сейчас. Я за малышей горой и рисую так, как мне кажется, хочется им, а не их папам-мамам. Даже для взрослых рисую, как для малышей.

Самый большой минус моей работы: я привязана к компьютеру. То есть, я, конечно, могу перейти на что-то маленькое (планшет, макбук) и рисовать там. Но сейчас у меня настоящая мастерская — большой компьютер и огромный монитор, сканеры-принтеры, место для работ руками… И я привязана к этому. Хотя, как показала практика, при наличии минимального набора инструментов и материалов, могу работать на любой машинке.

Рисование было моей мечтой. Я всегда хотела рисовать, но чего-то боялась. Сначала надо было выбирать престижный вуз, а не тот, где я могла бы развивать те навыки и получать те практические знания, которые хотелось. Поэтому я не пошла куда-то в профильное-профильное место, а нашла кафедру Графического Дизайна в СПбГУ (мои родители считали, что в Питере есть только один Университет).

Если бы была возможность вернуться в начало моего творческого пути, я бы ничего не изменила. Может, стала бы с большим рвением учиться самостоятельно. У меня был отличный вуз и прекрасные преподаватели, но только 2-3-4 говорили о практической части. И применять ее получалось очень редко. Мне кажется, что многому я научилась сама, уже работая (я пошла работать впервые на 3 курсе).Мне бы чуть раньше таких практических знаний и проб пера. Кажется, сейчас многие дизайнерские программы изучают в школе или на дополнительных курсах. И, наверное, я бы хотела учиться за границей. Мне всегда хотелось узнать больше, чем я знаю. Я бы с радостью продолжила развитие навыков, может, в смежных дисциплинах, например, в дизайне одежды. Это мне очень интересно, хотя я не умею шить совершенно. А все остальное, что со мной происходило и как, меня очень радует. Наверное, моя самая большая задача сейчас — начать рисовать для зарубежных издательств или компаний. Очень хочется публиковаться где-то ещё. Я постепенно к этому иду. И может быть, как раз тогда настанет момент, и я буду рисовать на берегу моря в своей вилле, а рядом на пляже будут радостно играть дети. Или отправлюсь в горы с планшетом и буду искать вай-фай, чтобы передать заказ.

Меня восхищают очень разные профессии: хороший кулинар, кондитер, космонавт, резчик по дереву, узкопрофильный фотограф, владелец гостиницы или базы отдыха. Не важно даже, что ты делаешь, важно, чтобы ты этим горел. Мне кажется, самое главное — делать то, что любишь. Когда горишь своим делом, то и другие люди от творчества зажигаются. Очень хочется и детям помочь найти то самое дело жизни, ради которого и для которого все можно делать.

Что бы я предложила каждому? На несколько дней забыть о том, что вы делаете и попробовать себя в разных ролях. Например, мне было очень интересно заниматься флористикой — я попробовала, поняла, что не хочу, чтобы это стало профессией, а буду заниматься в своё удовольствие, и каждый год оформляю по несколько свадебных букетов и различных композиций или фото-зон для друзей и знакомых. Ещё я с огромным интересом учусь линогравюре (резка штампов по линолеуму), пробую работать на печатном станке. Мне интересны многие ручные техники, но это не то, чем я бы хотела заниматься за деньги. Также было с организацией мероприятий и детских праздников. Целый год мы от души этим занимались, поняли, что не хотим переводить в бизнес, и оставили для своего удовольствия. Теперь все праздники живут у нас дома. Обычно они тематические — индейский праздник, пиратский, волшебно-цирковой. Мы всегда устраиваем запоминающиеся дни рождения, например, водный для мужа. Что это значит? Мы едем в отель с бассейном, а потом отправляемся плавать с дельфинами или кататься на яхте, и подарком будет абонемент в бассейн. Или воздушные: путешествуем по области и «случайно» заезжаем на аэродром, где папа отправляется летать, а в подарок получает полет в аэротрубе. Мне вот в этом году подарили прыжок с 3,5 км с парашютом, а день рождения мы провели на хоккее. Теперь жду погоды, а то это лето не богато на безоблачные дни.

Самый запоминающийся совет, который я получила, я услышала еще в детском саду: «Если ты никого не видишь, это не значит, что никто не видит тебя». Это так и есть.

 Автор, фото, иллюстрации  Мария Сергеева @poppillu

http://marysergeeva.com/

Добавить комментарий

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ